Thursday, August 25, 2011

Glacier de Tête Rousse, Mont Blanc

11 июля 1892 года 175 жителей пригорода Шамони во Французских Альпах (Saint-Gervais-Le Fayet) были убиты гигантским селем. Разрушительный поток воды и льда объемом порядка 200 000 куб. метров образовался при прорыве подледникового озера, расположенного в 12 км от селения на высоте 3100-3300 м на склоне Монблана. Вода образовала сель из каменно-обломочного материала, почвы и грязи объемом около 800 000 куб. метров. Регулярное образование подледникового озера из талых вод под довольно небольшим и малопримечательным ледником доставило непропорционально гигантское количество инженерных проблем местным властям на протяжение более чем сотни лет.

Нижняя часть ледника Tête Rousse; вода подледникового озера вырвала огромную часть языка. (Image Credit: Photo by H. Pelloux, 1892; Journal of Glaciology, Vincent et al., 2010).

На прошлой неделе довелось участвовать в коротких полевых работах на этом леднике, соответсвенно хочется поделиться фотографиями и описанием истории ледника и окрестностей. (На ледник попали на обратном пути из Италии: из Милана через тоннель под Монбланом до Шамони примерно 3 часа езды на машине).

Из Saint-Gervais в сторону ледника Bionnassay ходит горный поезд (точно такой же что и на другой стороне Шамони, доставляющий туристов к леднику Mer de Glace). Железная дорога является самой высокой во Франции и старейшей в долине (1909).

Промежуточная станция и ж/д полотно.

Боковые морены отступающего ледника Bionnassay.

Через час езды сходим на конечной остановке на 2380 м и еще час поднимаемся до 3200 м. Это начало классического маршрута на Монблан.


Сразу после начала подъема можно встретить немало горных козлов, которые совершенно не бояться людей и привыкли к большому потоку альпинистов.

Сераки срединной части ледника Bionnassay.

Вид на долину Шамони и пик Aiguille du Midi.

Язык злополучного ледника Tête Rousse. Можно заметить тросы на и надо льдом - это часть системы предупреждения в случае прорыва воды из-под ледника. В селении на дне долины создана скорая система оповещения - приготовлены сирены и точки эвакуации, чтобы дать жителям шанс убежать пока поток пройдет путь в 12 км.

На леднике расположены многочисленные метеоприборы; часть ледника огорожена, поскольку существует вероятность обрушения потолка подледниковой каверны. Это необходимо поскольку сотни альпинистов пересекают этот ледник каждый день по дороге на Монблан.


Талая вода может накапливаться подо льдом.

Обнаружение гигантской пустоты в ледниковой массе в прошлом году моими коллегами и последующая откачка потенциально опасной воды подледникового озера были широко освещены прессой и телевидением и задействовали немало инженеров и техники.

Здесь видео показывающие сложности работы в высокогорье (например, подъем одноковшового экскаватора на высоту 3200 м на поезде и своим ходом интересное зрелище...):

Экскаватор
Сюжет из новостей

После откачки несколько человек спускались через узкий тоннель в пустую каверну (постоянный треск и обрушение нестабильных блоков льда заставили их довольно быстро вернуться на поверхность пока целы).

Здесь видео спуска

Ну и пара ссылок на статьи о леднике:

Gagliardini et al., 2011
Vincent et al., 2010


Ну и в заключение добавлю небольшое лирическое отступление... Многочисленные высокогорные приюты Монблана регулярно обслуживаются вертолетами. (Над ледником Tête Rousse сейчас сооружается еще один приют, над дизайном которого работали и исследователи моего института.) Такого количества летательной техники в горах я никогда не видел (вертолеты, самолеты, воздушные шары, парапланы). Вертолет на территории бывшего Советского Союза, быть может только за исключением Красной Поляны, это нечто вроде чуда - простым смертным гляциологам сначала нужно молиться чтобы вертолет прилетел, а потом молиться чтобы долетел и не развалился на части и не разбился по дороге. Моим французским коллегам сложно понять какие они счастливые люди - выехал утром из офиса, сел ровно как назначено в современный вертолет, а не в Господи-спаси-и-сохрани-Ми-8, и через 15 минут ты уже на вершине Монблана со всем оборудованием; вечером уже опять на дне долины попиваешь вино с сыром после душа...

1 comment:

  1. То, что остается на месте растаявшего ледника, выглядит занудно (особенно это в горном Пакистане можно видеть - лунные пейзажи), а вот зелень вокруг, небо наверху и долина внизу смотрятся просто превосходно :)

    Отечественные вертолеты, хоть и русский подданный изобрел данное средство передвижение, увы, в силу экономических и политических процессов последних 20 лет превратились скорее в средство устрашения (лететь?!?! на этом?!?!)

    ReplyDelete