11 июля 1892 года 175 жителей пригорода Шамони во Французских Альпах (Saint-Gervais-Le Fayet) были убиты гигантским селем. Разрушительный поток воды и льда объемом порядка 200 000 куб. метров образовался при прорыве подледникового озера, расположенного в 12 км от селения на высоте 3100-3300 м на склоне Монблана. Вода образовала сель из каменно-обломочного материала, почвы и грязи объемом около 800 000 куб. метров. Регулярное образование подледникового озера из талых вод под довольно небольшим и малопримечательным ледником доставило непропорционально гигантское количество инженерных проблем местным властям на протяжение более чем сотни лет.
Нижняя часть ледника Tête Rousse; вода подледникового озера вырвала огромную часть языка. (Image Credit: Photo by H. Pelloux, 1892; Journal of Glaciology, Vincent et al., 2010).
На прошлой неделе довелось участвовать в коротких полевых работах на этом леднике, соответсвенно хочется поделиться фотографиями и описанием истории ледника и окрестностей. (На ледник попали на обратном пути из Италии: из Милана через тоннель под Монбланом до Шамони примерно 3 часа езды на машине).
Из Saint-Gervais в сторону ледника Bionnassay ходит горный поезд (точно такой же что и на другой стороне Шамони, доставляющий туристов к леднику Mer de Glace). Железная дорога является самой высокой во Франции и старейшей в долине (1909).
Через час езды сходим на конечной остановке на 2380 м и еще час поднимаемся до 3200 м. Это начало классического маршрута на Монблан.
Сразу после начала подъема можно встретить немало горных козлов, которые совершенно не бояться людей и привыкли к большому потоку альпинистов.
Вид на долину Шамони и пик Aiguille du Midi.
Язык злополучного ледника Tête Rousse. Можно заметить тросы на и надо льдом - это часть системы предупреждения в случае прорыва воды из-под ледника. В селении на дне долины создана скорая система оповещения - приготовлены сирены и точки эвакуации, чтобы дать жителям шанс убежать пока поток пройдет путь в 12 км.
На леднике расположены многочисленные метеоприборы; часть ледника огорожена, поскольку существует вероятность обрушения потолка подледниковой каверны. Это необходимо поскольку сотни альпинистов пересекают этот ледник каждый день по дороге на Монблан.
Обнаружение гигантской пустоты в ледниковой массе в прошлом году моими коллегами и последующая откачка потенциально опасной воды подледникового озера были широко освещены прессой и телевидением и задействовали немало инженеров и техники.
Здесь видео показывающие сложности работы в высокогорье (например, подъем одноковшового экскаватора на высоту 3200 м на поезде и своим ходом интересное зрелище...):
Экскаватор
Сюжет из новостей
После откачки несколько человек спускались через узкий тоннель в пустую каверну (постоянный треск и обрушение нестабильных блоков льда заставили их довольно быстро вернуться на поверхность пока целы).
Здесь видео спуска
Ну и пара ссылок на статьи о леднике:
Gagliardini et al., 2011
Vincent et al., 2010
Обнаружение гигантской пустоты в ледниковой массе в прошлом году моими коллегами и последующая откачка потенциально опасной воды подледникового озера были широко освещены прессой и телевидением и задействовали немало инженеров и техники.
Здесь видео показывающие сложности работы в высокогорье (например, подъем одноковшового экскаватора на высоту 3200 м на поезде и своим ходом интересное зрелище...):
Экскаватор
Сюжет из новостей
После откачки несколько человек спускались через узкий тоннель в пустую каверну (постоянный треск и обрушение нестабильных блоков льда заставили их довольно быстро вернуться на поверхность пока целы).
Здесь видео спуска
Ну и пара ссылок на статьи о леднике:
Gagliardini et al., 2011
Vincent et al., 2010
Ну и в заключение добавлю небольшое лирическое отступление... Многочисленные высокогорные приюты Монблана регулярно обслуживаются вертолетами. (Над ледником Tête Rousse сейчас сооружается еще один приют, над дизайном которого работали и исследователи моего института.) Такого количества летательной техники в горах я никогда не видел (вертолеты, самолеты, воздушные шары, парапланы). Вертолет на территории бывшего Советского Союза, быть может только за исключением Красной Поляны, это нечто вроде чуда - простым смертным гляциологам сначала нужно молиться чтобы вертолет прилетел, а потом молиться чтобы долетел и не развалился на части и не разбился по дороге. Моим французским коллегам сложно понять какие они счастливые люди - выехал утром из офиса, сел ровно как назначено в современный вертолет, а не в Господи-спаси-и-сохрани-Ми-8, и через 15 минут ты уже на вершине Монблана со всем оборудованием; вечером уже опять на дне долины попиваешь вино с сыром после душа...
То, что остается на месте растаявшего ледника, выглядит занудно (особенно это в горном Пакистане можно видеть - лунные пейзажи), а вот зелень вокруг, небо наверху и долина внизу смотрятся просто превосходно :)
ReplyDeleteОтечественные вертолеты, хоть и русский подданный изобрел данное средство передвижение, увы, в силу экономических и политических процессов последних 20 лет превратились скорее в средство устрашения (лететь?!?! на этом?!?!)